Последняя редакция 15 сентября 2006г.

Основы воспитания детей

Описаны основные принципы воспитания гармонично развитого ребенка. Многие из этих принципов могут показаться невыполнимыми, многие - просто жестокими. Но принципы есть принципы, они работают. Даже если часть из них будет выполняться, это лучше, чем, не зная их, пускать воспитание ребенка на самотек или, что еще хуже, воспитывать по принципу – чтобы не мешал или по другому, равноценному в своей идиотии – чтобы ни в чем не нуждался и никогда не испытывал трудности.

Сформулируем задачу – рождение и воспитание гармонично развитого, потенциально целостного существа. Потенциально целостного потому, что заканчивать собственное развитие ему придется самому, а наша задача, как говорили наши деды – дать ему путевку в жизнь. (Сразу оговоримся – не гениального, т.к. гениальность и целостность это разные вещи. Гениальность - это переразвитие одного качества в ущерб другим.) Показателем гармоничного развитого человека к 22 годам будет наличие осознанной цели, его основная ориентация - значимость в собственных глазах, и основное качество – способность учиться у всех и всему.

 

Начнем с рождения. Как сейчас выяснили, преобразование генетической цепочки и ее коррекция может происходить и в процессе жизни индивида. Обладание наследственными признаками у ребенка обусловлено не только генеалогией, но и непосредственно родителями.

Так же, как могут рождаться физически и психически неполноценные дети по причине пьянства и наркозависимости родителей, так могут рождаться дети, унаследовавшие приобретенный опыт непосредственных родителей – отца и матери. Отсюда можно сделать вывод – ставить задачу рождения ребенка с максимальным творческим потенциалом следует после того, как произошло окончательное созревание собственной личности хотя бы у отца. А это, если и происходит, то обычно в возрасте не ранее сорока лет.

К этому времени у родителей обычно разрешается жилищный вопрос, и формируется жизненное пространство, необходимое для правильного воспитания детей. Заканчивается выяснение отношений и происходит распределение ролей у матери с отцом, т.е. заканчивается формирование не только внешнего жизненного пространства, но и внутренней, межличностной среды, необходимой для нормального психического развития ребенка. Конечно же, физическое здоровье родителей также немаловажный фактор.

А где же в этой последовательности место любви? – может возникнуть вопрос. Все очень просто. Истинная любовь – она тихая. Страсть – это не любовь, это возможная, но необязательная составляющая любви. Но это отдельная тема. Так что, если выполнена вышеуказанная последовательность, то любовь - это естественная составляющая в отношениях отца и матери, завоеванная в нелегкой битве, как с собственной идиотией, так и с окружающей социальной средой.

Разберем, что такое нормальное жизненное пространство. Если мы ориентированы на воспитание гармоничного существа, то надо сразу ставить задачу обеспечения ему отсутствия детских травмирующих ситуаций. А это напрямую связано как с просторным жилищем, так и с уравновешенным характером родителей.

Я думаю, все мы знаем что такое внешняя теснота и как она влияет на внутреннее равновесие. Что такое отсутствие автоматической стиральной машины и отсутствие памперсов в первые два года жизни ребенка и как это влияет на внутреннее равновесие матери. Самое страшное - это срываться на ребенке, когда возникает внутреннее напряжение. А в России это норма. Нет даже нормально сформулированного закона о правах ребенка.

Многие планируют время зачатия по гороскопу или, опираются на другие, казалось бы, влияющие факторы. Но к развитию гармоничного существа время зачатия, имя, даваемое ребенку, или имя акушерки отношения не имеют. А вот о том, что имеет значение, и написана эта статья.

Конечно же, сам процесс протекания беременности имеет огромное значение. Первая базовая перинатальная матрица формируется именно в это время. Женщине в этот период необходимо создать условия максимального комфорта, как физического, так и эмоционального. 9 месяцев надо прожить максимально счастливо и безмятежно. Это впоследствии даст ребенку положительный базовый настрой.

Возможно, как вариант, нетрадиционная сексуальная ориентация закладывается в этой матрице, при условии, когда, например, формируется мальчик, а мать страстно хочет девочку и всю беременность ходит с этой мыслью.

Схватки закладывают конфигурацию второй перинатальной матрицы и не должны быть слишком затяжные или простимулированные Важно, чтобы родовую деятельность регулировали не врачи, а сам ребенок и материнский организм. От этого впоследствии будет зависеть способность ребенка принимать самые смелые решения. Потуги и прохождение плода по родовым путям закладывает конфигурацию третьей перинатальной матрицы, которая впоследствии будет отвечать за способность успешно преодолевать препятствия, в ней также закладываются трудолюбие, настойчивость и целеустремленность. Здесь важно не сдерживать потуги,а помогать плоду двигаться. Ребенок впервые начал прикладывать усилия, чтобы вырваться из плена тесной для него матки и нужно дать ему возможность успешно преодолеть первое в его жизни препятствие. Если роды будут долгие и мучительные, это сформирует в матрице базовый страх чего-то преодолевать. (Гроф)

Родившись, желательно не спешить перерезать пуповину, надо дождаться прекращения пульсации крови, а малыш в это время пусть спокойно лежит на животе матери, слышит биение ее сердца и чувствует что он и мать все равно одно целое. Самое плохое в этот момент – перерезать пуповину, туго запеленать ребенка и унести от матери, как это делали в роддомах в Советские времена, и еще неделю до выписки из роддома матерям приносили ребенка только на кормление. Так формировалась четвертая перинатальная матрица. Возможно, это была программа Компартии нацеленная на формирование нового законопослушного поколения. Последствия мы видим. Все друг друга подозревали, никому не доверяли….А как же иначе, если первые часы и дни пребывания ребенка в этом мире, когда сменилось внешнее давление, температура, пространство отрывать ребенка от матери и оставлять его, беспомощного, среди таких же орать пока не отнесут матери по часам на кормление. Страшно, конечно осознавать, что первое, с чем сталкивается маленький человечек, придя в этот мир – это предательство. Так и закладывался фундамент всего нашего общества. А теперь представьте – перинатальные травмирующие ситуации плюс детские травмирующие ситуации – все это почти что норма, - так закладывался среднестатистический гражданин России. Возможно, так рождались и многие наши политики. И вот результат – общество, в котором мы живем.

Итак, опасность нанесения психической травмы будущему ребенку существует на каждом этапе вынашивания и родов, поэтому все нужно просчитать..

 

Не стоит делать ставку на роды в воде. Здоровая мать легко просто и безболезненно может родить абсолютно здорового малыша даже в чистом поле, как это делали когда-то крестьянки на сенокосе.

По аналогии с матрицами Грофа, в социальной матке, куда перемещается ребенок после физического рождения, ему необходимо пройти аналогичные этапы становления и взросления личности. При этом формируются социальные перинатальные матрицы обусловленные детскими травмирующими ситуациями. При благоприятном стечении обстоятельств есть возможность выйти и из второй матки с полностью сформировавшимся теперь уже личностным скелетом, переместившись при этом в следующую, имеющую еще большую степень свободы. Так же придется с нуля осваивать новые пространства. Но это отдельная тема.

 

Первые два года жизни ребенка его нужно воспитывать по простому принципу – делать все, чтобы он не плакал (первая социальная перинатальная матрица). Ни в коем случае нельзя пытаться привить ему какие- либо правила или дисциплину насильно. Научить ходить на горшок можно мягко и без слез. В этом возрасте он - еще зародыш и сам инстинктивно знает, что ему делать. Главное во всем ему потакать, дать возможность проявляться, но, конечно, в разумных пределах. Даже если он захочет сунуть пальцы в розетку, всегда можно переключить его внимание на более интересные вещи. Конечно, оставлять без присмотра его нельзя ни на минуту. В этот возрастной период мать и ребенок - все еще одно целое. Кормление грудью желательно прекратить после первого года. Это ускорит развитие, но год нужно продержаться.

Конечно, в это время мать полностью должна быть отдана ребенку, поэтому сразу следует переориентировать жизненные приоритеты чтобы случайно не раздражаться на его естественные потребности.

Доверять ребенка даже на время нельзя никому. Любой, даже доверенный и близкий человек может из благих намерений нанести психическую травму, а это недопустимо при поставленной задаче.

2,5 – 3 года – возраст, когда уже можно и нужно начинать прививать дисциплину. Ребенок уже все понимает, почти все говорит, устойчиво стоит на ногах и может начинать хитрить, чтобы продлить предыдущий период потакания. Ни в коем случае ему уже нельзя потакать. Одновременно необходимо наблюдать за его проявлениями и давать возможность проявляться так, как он хочет, при этом культивируя у него положительные эмоции. Дело в том, что в этом возрастном периоде, когда ребенок начинает сталкиваться с первыми трудностями, задача родителей акцентировать его внимание на преодолении этих трудностей и вместе с ним радоваться его успехам. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на его неудачах. Это период формирования преобладающего по умолчанию прогноза – положительного, на успех или отрицательного – на неудачу. В это время еще можно пытаться скорректировать перинатальные травмирующие ситуации, в 5 лет – уже поздно. Надо помнить, что с этим прогнозом ему придется прожить жизнь.

В этом возрасте уже имеет значение жизненное пространство. Идеальными условиями было бы проживание с ребенком в сельской местности и возможность общения со сверстниками. Первое - для наработки моторики и координации, второе - для наработки коммуникации и разговорной речи. Проживание в сельской местности нужно еще и для формирования системы ценностей у ребенка.

Детские страхи в 5 - 7-летнем возрасте – естественное явление и показатель развития образного мышления. В этот период, когда жизнь ребенка протекает еще на преобладающем инстинкте самосохранения, когда лобные доли мозга заканчивают свое окончательное формирование, образное мышление начинает набирать обороты. Все родители в этот период сталкиваются с детскими фантазиями и страхами, навеянными этими фантазиями. Придет время юности, и преобладающим станет инстинкт продолжения рода, тогда начнутся фантазии сексуального характера. А в период 5-7 лет фантазии по поводу различных сказочных существ, которые могут всегда выйти из темноты, можно и нужно использовать в воспитательных целях. Внешний враг, пусть это будет даже сказочный персонаж, всегда объединяет, и если его не будет, родителям придется совершать ключевую ошибку в воспитании - держать детей в страхе перед собой, перед наказанием. О каком доверии к родителям тогда можно говорить?

 

Начиная с 6-7 лет начинается отрочество, период, когда нужно ставить задачу формирования у ребенка системы ценностей. Любой родитель хотел бы, чтобы ребенок ценил прежде всего маму и папу, дом и семью. Но как это реализовать, если безупречно работает принцип – «что имеем - то не ценим», а одним из главных наказаний является домашний арест, т.е насильственная демонстрация ребенку что дом, родители и пища являются неотъемлемой частью его существования и никогда и никуда не исчезнут? Ребенок с рождения воспринимает проживание с родителями, наличие крыши над головой, питание – как данность, как воздух.

Оценить что-либо из имеющегося, как мы все знаем, можно только теряя зто. Зная этот принцип нужно его использовать для формирования базового стратегического знания у ребенка, - знания того, что дом, родители, пища не являются бесплатным приложением к нему, что все это можно потерять и поэтому необходимо ценить. Но почему люди не могут, зная этот принцип, в качестве наказания иногда на время не впускать ребенка в дом? К сожалению, в городских условиях это сделать невозможно, на улице ребенка не оставишь. В сельской же местности все очень просто. Если периодически, за очередное непослушание или ошибку закрывать перед ребенком дверь и отправлять жить в баню, например, или какую-нибудь пристройку, то через несколько таких сеансов длительностью 2-3 часа, ценность проживания в доме с родителями резко возрастает. Никакими бесконечными нравоучениями не добиться того, что можно сделать одним таким сеансом. Конечно, редко кто из родителей решится на такой воспитательный шаг из-за жалости к самому себе, и тогда остается успокаивать себя мыслями о том, что может быть, когда ребенок повзрослеет, то сможет оценить все, что для него сделано.Подобная практика наказания традиционно существовала во все века как на Руси, так и в Европе.

В 7-9 лет уже можно и нужно объяснять ребенку, что ничего не дается просто так. Все нужно зарабатывать.

 

Если мать все время на виду и абсолютно доступна, то отец для детей должен быть недоступен. Принцип тот же. Если отец постоянно на виду, ребенок видит все слабости отца и постепенно перестает его воспринимать как объект для подражания.

Поэтому нужна дистанция, как внешняя - хотя бы отдельная комната, так и внутренняя – не опускаться на уровень детей, не сюсюкать, а твердо и бескомпромиссно удерживать линию воспитания. Только тогда для ребенка общение с отцом – праздник и только тогда он будет внимать каждому его слову. Основная задача воспитания в этот возрастной период - формирование у ребенка главной ценности – ценности проживания с родителями.

Не имеет принципиального значения то, какими путями вы сформируете у ребенка нужную вам систему ценностной ориентации. Если у ребенка уже развилось образное мышление и слова начинают иметь силу, то бывает что тот же воспитательный эффект можно получить правильно обрисовав общую картину. И тогда вовсе не обязательно в воспитательных целях выгонять ребенка из дома или переставать с ним разговаривать.

 

Самое неправильное в воспитании - это бить ребенка за непослушание. Этим можно добиться только противоположного – ребенок перестанет вас уважать. А вот ускорить процесс набора собственного жизненного опыта, когда ребенок, придя из школы или с улицы, будет с вами исследовать ошибки прожитого дня, когда «бить» его начнет окружающий мир, а вместе с вами он будет структурировать собственные ошибки, В таком случае процесс его личностного развития резко ускорится и появится доверительное отношение к вам.

Главное в таком методе - начиная с 10-11 лет не ограничивать внешнюю свободу ребенка, а дать ему возможность учиться на собственных ошибках. Как же отпускать его на улицу и ничего не запрещать, если растет преступность, наркомания? Все очень просто. Надо переехать жить в сельскую местность и провести отрочество ребенка в условиях минимального социального прессинга.

Доступность компьютерных игр в отрочестве – прямой путь к остановке в развитии. В то время, когда ребенок должен зарабатывать впечатления собственными усилиями, учась общаться с людьми, получая при этом по голове, спотыкаясь и вставая, плача и радуясь, компьютерные игры уводят ребенка от реальности. За компьютером он - бог, управляет всем и ничем при этом не рискует – полная безопасность. В этом возрасте заблудиться в том, где же реальность, очень легко. Но это еще полбеды. Прочувствовав энергитизацию от власти в виртуальном мире, ребенок перестает ценить мнение родителей, делается полностью неуправляемым. Зачем трудиться для получения одобрения родителей, если можно на халяву быть героем? В реальном мире он пока никто, а в виртуальном – все. Компьютер становится наркотиком.

С капризами ребенка и ненасытным аппетитом на игрушки бороться очень просто. Вообще, одним из основных принципов воспитания должен быть такой: Если ребенка что-либо не устраивает, и вы видите, что это - голый каприз, то нужно отнимать то, что уже имеется, т.е. делать ему еще хуже. Если вовремя не остановить его аппетит, то он будет только возрастать и вам придется всю жизнь обслуживать его безмерно растущие потребности.

В отрочестве уже можно объяснить ребенку, что теперь мама с папой не будут его любить таким, какой он есть так, как это было в детстве. Теперь внимание, любовь и игрушки нужно зарабатывать поступками. Опять же, в сельской местности легче прививать ребенку правильное отношение к труду. Когда нашему ребенку в 8 лет мы объявили, что «кто не работает, тот не ест», он очень удивился и разозлился, долго сопротивлялся, но, зная, что торговаться с родителями бесполезно, постепенно стал помогать по хозяйству.

В сельских условиях ребенок быстрее начинает видеть результаты своих трудов. Садово – огородные дела, уборка территории, ухаживание за кроликами – все это быстро закрепляет обратную связь, которая даже может перейти в режим самогенерации.

Юность, следующий возрастной период, должен быть построен на новых принципах. Это период полового созревания, выброса гормонов, неуправляемости. К этому периоду ребенок уже должен быть подготовлен, и главными наработками должны быть самоконтроль, терпение, доверие к родителям. Теперь уже можно и нужно обеспечить ему достаточно длительные периоды пребывания в городе.

Юность - это период активного самоутверждения. Если в детстве основным мотивирующим инстинктом был инстинкт самосохранения, а отрочество - переходный период от одного преобладающего инстинкта к другому, то юность - это период воинствующего инстинкта продолжения рода. Если детство и отрочество были прожиты правильно, и вы видите результаты, то уже можно не бояться, что ребенок попадет в плохую компанию, улица его уже не раздавит. Его система ценностей уже закрепилась как на рассудочном уровне, так и в подсознании. Ребенок будет искать общество себе подобных. В сельских условиях теперь уже в принципе невозможно обеспечить ребенку ту интенсивность жизни, которую требует его мозги и тело, и к которой он уже подготовлен.

В период юности, для становления личности, необходимо плавно начинать менять основную социальную ориентацию ребенка с инфантильной, той, что была раньше – что скажут родители, сверстники? - на другую, более зрелую – как я сам отношусь к происходящему?

Если ребенок в этот период не сформирует собственную систему ценностей, то в дальнейшем ему всю жизнь придется ориентироваться на общественное мнение, на одобрение окружающих, на сравнение себя с другими. Он не сможет радоваться успехам других и сострадать их неудачам. Зависть будет доминирующим качеством. Как же привить ребенку собственные ориентиры? Начинать надо с воспитания у ребенка честности перед собой. Не перед родителями, а именно перед собой. Если ребенок не научится видеть и признавать собственные ошибки в этом возрасте, то в дальнейшем научить его этому будет невозможно. Далее будет формироваться только система самозащиты и оправдания. Нельзя в принципе привить ребенку честность перед родителями, если предварительно не наработана у него честность перед собой. Любой ребенок знает, что требование родителей быть перед ними честным нужно родителям только для управления детьми. Здесь, как и во всем, будет срабатывать пример родителей. Если ребенок видит, что слова родителей расходятся с их делами, то и он вырастет всего лишь мечтателем. Если родители курят, и одновременно говорят о том, как это вредно, то ожидать, что ребенок не будет курить, было бы наивно.

 

Нельзя насильно заставлять ребенка что либо выполнять если он добровольно или с небольшим нажимом не хочет делать - это сигнал, что что-то не в порядке во внешней ситуации. Например, чтобы наш ребенок добровольно начал читать книги, мы лишили его на время телевизора и компьютера, и тогда ему пришлось компенсировать недостаток впечатлений чтением книг. А чтение способствует развитию образного мышления. Избыток телевизионных впечатлений атрофирует у ребенка лобные доли мозга. Образы идут с экрана на халяву – зачем трудиться? Но если момент упущен, то образное мышление уже не восстановить. А без развитых лобных долей мозга и образного мышления человек - уже не человек. Кстати, тотальная бесчувственность, жестокость, которую мы наблюдаем среди молодежи – показатель как раз недоразвитости лобных долей мозга. Страшно то, что молодежь в этом не виновата. Виновата система, предлагающая эту халяву, родители, использующие эту халяву в качестве откупа своего внимания.

Нельзя собственную систему поощрений и наказаний воспринимать саму по себе, отдельно от жизненного пространства, плотности населения в квартире на квадратный метр, собственного бюджета, свободного времени родителей. Нельзя наказывать ребенка за гиперактивность в вашей маленькой квартире, это не его, а ваша вина, что вы должным образом не подготовились к рождению ребенка.

Если вы не сумели привить ребенку доверие к себе, то следует искать собственные ошибки, а не оправдывать себя пагубным влиянием улицы на вашего отпрыска.

 

Самое плохое в воспитании ребенка всех возрастов – это обман. Пообещать, в целях сиюминутного управления ребенком, и не выполнить. Несколько таких ситуаций - и ребенок перестает вас уважать.

Самое плохое в воспитании, если ребенок становится объектом самоутверждения родителей. Именно на этой родительской мотивации уродуется личность ребенка. Бессознательная мотивация показать другим, что мой ребенок послушнее, умнее, красивее и развитее, особенно в детстве – самый быстрый путь фиксировать его только начавшую зарождаться личность двигаться на мотивации страха перед родителями.

 

Так что ситуация довольно печальная. Трудно рассчитывать, что ваш ребенок вырастет гармонично развитой личностью если:

- отношения между родителями не сгармонизировны.

- нет просторного жилища в селе или загородного дачного участка с возможностью круглогодичного проживания..

- нет просторного жилища в городе.

- нет собственного свободного времени.

- сильна жалость к самому себе.

- не обладаете достаточным жизненным опытом.

- если вам самим мало лет и вы живете с родителями.

 

Слабые люди, уродуя психику ребенка, заставляют детей насильно и хитростью жить с ними до старости.

Средние люди позволяют взрослым детям жить отдельно от них, потому что дети этого хотят.

Сильные люди давая свободу выбора своим взрослым детям, живут одной семьей, потому, что все этого хотят.

 

Совесть у ребенка формируется не на страхе наказания, а на способности давать собственную оценку своим поступкам, которая, в свою очередь, опирается на принятую в семье систему (иерархию) ценностей.

 

Дети - это не только подрастающее поколение, но и индикатор собственного развития. Если вас могут раздражать дети, если не получаются с ними доверительные отношения, если дети не признают вашего авторитета, то значит с вами что-то не в порядке. Ребенок – это ваше отражение, и здесь нельзя винить улицу, дурную компанию, наследственность или еще что-либо или кого-либо. Ребенок – прообраз вас самих. Это закон. Странно видеть, когда психолог, или человек, дающий советы по воспитанию детей имеет собственных детей, которые его ни во что не ставят. Странно от них слышать стандартное оправдание - сапожник без сапог.

Для детей очень важно пребывание среди братьев и сестер, нахождение на возрастной лестнице, т.е.желательно в семье иметь старших и младших детей. Чем больше, тем лучше. Со старших ребенок может брать пример, младших учить. В такой семье ревность к маме по поводу того, что она уделяет больше внимания младшим, будет сведена до минимума. Семья становится целостным организмом. Конечно же, семья должна быть открытой системой. Только слабые родители ограничивают общение детей со сверстниками в других семьх и социальных слоях. Только давая ребенку свободу выбора, можно вырастить творческого человека. Одновременно, такая позиция будет толкать вас самих на собственный рост и развитие.

Взрослый ребенок должен видеть разнообразие вашей жизни, видеть что у вас постоянно что-то меняется: жилище, бизнес; что вы отправляетесь в путешествия, что у вас расширяется круг общения и интересов. Только тогда ему будет интересно жить рядом и не захочется покидать родительский дом. Только тогда он сможет быть достойным продолжателем начатого вами дела.

 

Попробуем обобщить некоторые законы воспитания.

- Среда формирует личность. Нельзя ориентировать воспитание ребенка сугубо на свою любовь.

- Нельзя заваливать ребенка игрушками, покупая себе у него свободное время.

- Нужно целенаправленно формировать у ребенка честность к самому себе, необходимую для появления таких качеств, как адекватная самооценка, критическое отношение к себе, совесть, сопереживание,

 

Главным экзаменом на зрелость, как это принято в Европе и Америке, в возрасте19-20 лет будет самостоятельное проживание вне семьи с минимальным выходным пособием. Вот теперь и проявятся все навыки и личные качества а также все недоработки вашего воспитания. Теперь ваш ребенок должен начать самостоятельно жить и зарабатывать, а для этого необходимо быть достаточно коммуникабельным и зрелым.

Например, в Англии, в аристократических семьях принято отправлять ребенка после окончания школы и перед поступлением в институт на год в дальнее путешествие с гуманитарной миссией без каких-либо родительских дотаций. В Дании, если ребенок старше 18 лет проживает с родителями, а не отдельно, то родители платят за это налог государству.

 

Подводя итоги, можно сказать, что если вы ориентированы на зачатие, рождение и воспитание гармоничного существа, то нужно к этому тщательно подготовиться. Ничего в воспитании не должно происходить случайно.

Прежде всего у вас должна быть свободная энергия, которую к этому времени вы должны заработать. Это значит свободное время, свободные деньги, свободные помещения, свободное внимание.

Мать должна смириться с тем, что первые три года жизни ребенка она себе не принадлежит. Первые три года мать – это неотделимая часть ребенка.

На каждом возрастном этапе развития ребенка ставится конкретная цель воспитания и подбираются соответствующие методы достижения этой цели.

Искусство родителей заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка в выполнении поставленной перед ним задачи, а не насильственно заставлять ее выполнять. Главное знать, что практически любую поставленную задачу ребенок может выполнять добровольно и с песнями, и если это не получается, то это ваша личная проблема, а не ребенка.

Главное в системе поощрений и наказаний ребенка старше семи лет – научить его злиться не на родителей за наказание, а на себя за свои собственные ошибки. Чем сильнее самоконтроль ребенка, тем слабее система наказаний.

Ориентация самоконтроля должна строиться у ребенка на таком понятии как стыд и совесть. В возрасте до 15 – 17 лет, пока нет собственных ориентиров, совесть строится на соотнесении своих поступков с нормами внешней морали. В возрасте после 20-25-и, когда появляется внутренний свидетель – сознание, предыдущее понятие совести должно трансформироваться в соотнесении своих поступков с нормами уже внутренней морали.

Ожидать, что у ребенка с возрастом появится сознание можно только в случае, если все предыдущие этапы были пройдены нормально. Что это значит? Вот базовые ориентиры:

1. Ребенок был желанный.

2. Беременность и роды прошли без перинатальных травм.

3. До трех лет было позволено ребенку проявляться по его желанию.

4. До семи лет сформировалось доверие к родителям и нормы морали.

5. До 15-и лет появилась способность трезво оценивать свои возможности и видеть свои способности и недостатки.

6. К 18-ти годам ребенок уже способен ставить реальные цели и добиваться их достижения.

7. В 22 года основная ориентация - значимость в собственных глазах, основное качество – способность учиться у всех и всему.

 

Всегда надо помнить, что главное в воспитании гармоничного существа его личностные качества а не уровень интеллекта. Не пытайтесь ускорить развитие ребенка. На все природой отведены свои сроки. Никто же не ставит перед собой задачу пройти период беременности в рекордно короткий срок. Но и затягивать пребывание на предыдущем возрастном этапе опасно из за того, что природой отведен срок окончательного закрепления нервных связей в головном мозге – это 18-20 лет. Далее что-либо изменить в его личности может лишь он сам, да и то при условии, если к этому времени у него появилось сознание.

Принятие ответственности за воспитание ребенка позволяет родителям сохранять в себе поисковую активность и открытость восприятия, становясь постепенно для детей самыми близкими людьми не только по крови, но и по духу.

Только пристальное внимание к проявлениям собственной личности могут спасти вашего ребенка от перекосов воспитания, мотивируемых лишь собственным самоутверждением.

 

Процесс воспитания детей – процесс творческий. Результат творения – новый житель нашей планеты. Ответственность за совершенство или уродство нового человека несут только родители.

 

Невозможно в короткой статье охватить все тонкости воспитательного процесса, но это уже творчество родителей. Зная принципы, легко ориентироваться в частностях, которые уже индивидуальны для каждого ребенка..

Сайт создан в системе uCoz