Мы знаем, что прошлое и будущее существует только в нашем образном мышлении. Настоящее измерить нечем и поэтому невозможно. Стрелки часов двигаются в пространстве, а показывают время – не парадокс ли это? Наше тело – это часть пространства. Осознавание линейных размеров собственного тела позволяет нам оперировать понятием пространства. Не означает ли это, что время появляется одновременно с сознанием, а пространство вместе с телом? Вспомнить ситуации из своей жизни, когда у нас менялось сознание, исчезало или менялось восприятие времени, мы можем, а вот вспомнить ситуации или проделать мысленный эксперимент по исчезновению собственного тела мы не можем. Поэтому нам и кажется что пространство – это что-то более стабильное и осязаемое чем время.
Что такое время? Для человека, т.е. существа, обладающего способностью оперировать понятием времени и имеющего сознание, время – это единица измерения протяженности события. Нет впечатлений – нет и времени. Много впечатлений – плотность событий увеличивается, время замедляет свой бег. Мало впечатлений (событий) – время ускоряет ход. Когда человек умирает его субъективное и физическое время объединяются и сжимаются до точки, в которой скорость течения времени бесконечно высока.
Если вдруг появляется воспринимающий субъект (не обязательно на планете Земля), он раздвигает рамки физического времени, существующего изначально в точке, и внедряется в случайном месте времени и пространства, трансформируя при этом часть физического времени в свое биологическое (субъективное) время, и часть физического пространства в свое тело.
Сознание позволяет нам растянуть на короткий период собственной жизни пространственно-временные границы, раздвинув рамки изначального коллапса в котором пребывает Вселенная.
Нам кажется, что физическое время существует независимо от нас, от воспринимающего субъекта. Вечные споры о первичности объективного или субъективного пора прекращать. Объект и субъект – это одно и то же, так же как время и пространство.
Давайте проделаем мысленный эксперимент. Возьмем процесс угасания субъекта, т.е. старение и смерть. Все знают, как быстро летит время у стариков, когда появляются провалы между впечатлениями, т.е. мы видим явное ускорение хода времени, и со смертью его субъективное время коллапсирует.
Это происходит с каждым из нас. Вспомним свое детство. Как вдруг, одновременно с процессом осознавания себя, количество впечатлений получаемых за день бешено увеличивается, и делается непрерывным, а год длился целую вечность, т.е. в единицу физического времени, нам казалось, проходит несколько единиц субъективного времени. Т.е. пропускная способность собственного восприятия была на максимуме. Многие наверняка могут вспомнить как медленно течет время в фазе короткого сна. Если кто-то экспериментировал со своими сновидениями то знает, что за несколько минут физического времени можно прожить в сновидении целую жизнь, а потом проснувшись удивиться - прошло всего несколько минут. Можно вспомнить общеизвестные факты раздвижения рамок физического времени в стрессовых ситуациях или перед возможностью смерти, когда за несколько секунд в сознании проносятся все события прожитой жизни, когда солдаты могут воспринять взрыв гранаты в растянутом временном промежутке, замечая полет осколков. Можно продолжить логическую цепочку и представить, что если бесконечно увеличивать скорость осознаваемых событий, то можно останавливать время.
Ловушка для нашего понимания в том, что мы знаем, что часы тикают независимо от того, то ли мы в возвышенном состоянии влюбленности, то ли в пьяном угаре. Все равно ускорить или замедлить ход внешних часов невозможно.
Поэтому точкой отсчета люди и выбрали внешние часы. Если же точкой отсчета сделать самого себя, свои внутренние часы, то оказывается замедление или ускорение течения субъективного времени в течение собственной жизни мы наблюдали многократно. Сквозь нас проносятся события, а время мы воспринимаем как сумму осознанных периодов длительности событий. Нет событий – нет и времени, как в коме. События происходят в пространстве-времени, а воспринимаются и фиксируются сознанием-телом. Таким образом, Время, Пространство, Сознание и Тело - это вещи неразделимые, а, по сути, это одно и то же.
Стандартная формулировка: «Человек – открытая система, осуществляющая непрерывный поток обратной связи со средой, в которой обитает, причем не только на уровне физиологии, но и на уровне сознания». Эта формулировка все время сбивает нас с толку. Подтекст этой формулировки таков: есть главное - человек, а есть второстепенное - среда обитания и среда обитания нужна человеку как средство, а не наоборот.
А если посмотреть глубже следует принять во внимание очевидную концепцию, что человек, или то, что мы воспринимаем как «человек», это всего лишь мембрана, разделяющая среды с разными уровнями энтропии. Причем в человеческом смысле мембраной будет не только кожный покров - физическая мембрана, но и виртуальная мембрана – эмоциональная, рассудочная и сознающая. Колебания мембраны на всех уровнях вызывают у нас ощущения собственного существования. Воздействовать на мембрану мы можем как изнутри – образное мышление, внутренний диалог, и т.д. так и снаружи – целый комплекс внешних воздействий стимулирующих ощущение жизни. (Мы знаем, что вызвать ожог на коже можно как самовнушением, так и раскаленным предметом). Попытки остановить колебания мембраны – сенсорная депривация с внешней стороны и отключение внутреннего диалога с внутренней стороны – вызывают различные мистические переживания. Следовательно, есть внешняя часть человека - окружающий Мир и есть внутренняя часть – тело-сознание. Уравновешивание собственными усилиями внешнего и внутреннего давления на мембрану теоретически и есть гармония. Практически же все не так просто. Но это уже другая тема.
Почему же так легко представить, что среда обитания может существовать без нас, а мы существовать без среды не можем?
Нас сбивает с толку наблюдение того, что если кто-то умирает, то мир остается и продолжает жить. Мы не можем представить отсутствие собственного существованияи отсюда все навороченные теории по поводу отдельно взятого сознания или времени или события. Конечно же, я прекрасно понимаю, что познавать целое нужно познавая его части. Но в таком типе познания существует тонкий момент – познавая внешнее необходимо вовремя остановиться и переключиться на другую часть, внутреннюю. Если этого не сделать, то познание частности эмоционально захватывает и из средства переходит в цель. Так, например, создание глубинных теорий о строении Космоса, не опирающихся на достаточное понимание самого себя, приводит к переразвитию и перекосу восприятия.
Время и пространство появляются и существуют вместе с субъектом, а поскольку субъект является ниоткуда, он может появиться в любой точке пространства-времени, где существуют необходимые условия.
Если принять концепцию, что вместе со смертью субъекта, т.е. разрушением мембраны коллапсируют в точку и время и пространство и сознание, т.е. все существует одновременно, все события во Вселенной происходят одномоментно, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, то можно предположить, что рождение человека происходит произвольно в любом месте пространства - времени, а не только в нашем, в котором мы существуем.
Можно предположить, что если субъекту удается вырвать свое сознание-тело собственными усилиями из той точки пространства – времени, в котором он обитает, трансформировавшись и исчезнув при этом для внешнего наблюдателя, то, соответственно, есть возможность внедриться в другую точку пространства-времени, где для этого существуют подходящие условия и продолжить там свое существование.
Большой Взрыв и образование Вселенной следовало бы рассматривать целостно. Взрыв и образование внешней части себя, и Взрыв и образование внутренней части себя.
Путаница происходит, когда рассуждения о Вселенной делаются в отрыве от своего собственного существования. Если принять как базовую аксиому – «Человек - это мембрана, разделяющая среды с разным уровнем энтропии», то высказывания типа:
- Вселенная существует только в нашем восприятии, или
- Вселенная существует вне нашего восприятия, становятся абсурдными.
Когда происходит зарождение мембраны (человека), и начинается разделение двух сред на более упорядоченную и менее упорядоченную, и происходит тот самый Большой Взрыв. С большой скоростью раздвигаются пространство и время, и появляется Вселенная и Сознание.
С появлением сознания человек может иметь три точки отсчета собственного существования – первичность объективного, первичность субъективного и первичность мембраны, границы между объектом и субъектом, позволяющей вообще начать рассуждать на эти темы. Такой человек уже может сменить систему отсчета и рассматривать время существования Вселенной как время своего собственного существования.
Мембранная теория существования, позволяющая увидеть единство объективного и субъективного, позволяет произвольно, по мере необходимости, менять местами первичные часы. Если первичными сделать свои внутренние часы, то описание мира начинает меняться. Прежде всего, начинаешь осознавать, что время существования Вселенной обусловлено сроком твоей жизни. Ценность собственной, да и чьей либо другой жизни неимоверно возрастает.
Если бы всех нас воспитывали на этой теории, то можно предположить, что на Земле не было бы войн.
Конечно же, при встрече двух цивилизаций с внутренним и с внешним отсчетом времени выигрыш был бы на стороне последних, что, впрочем, и происходило во времена Великих Завоеваний.
Способность людей убивать друг друга заложена в воспитании на теории первичности объективного, т.е. человек умирает, а мир остается жить. Если бы каждый знал, что с собственной смертью заканчивается жизнь Вселенной, вряд ли кто-то стал убивать другого. Каждый человек бессознательно ставит себя на место другого, поэтому убить другого может только человек, сам готовый умереть. Кстати, все войны, массовые убийства и смерти опираются именно на теорию первичности объективного, на желание спасти Мир, жертвуя собой или убивая других. Конечно же, теория первичности субъективного также однобока, но зато на практике она бы позволила ценить людям друг друга. Исчезли бы с экранов фильмы об убийствах, и в целом мир стал бы добрее. Люди целенаправленно занялись бы собственным развитием и поисками способов и средств ускорения эволюции собственной Вселенной.
Идея спасти Мир, находящийся вне себя, становится абсурдной. Спасти Мир можно только, если целенаправленно формировать у людей идею первичности субъективного, т.е. спасти Мир можно только спасая себя, а не жертвуя собой.