Психотипы

1. Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы
2. Введение в искусство определения психотипов
3. Правый внешний психотип
4. Правый внутренний психотип
5. Левый внешний психотип
6. Левый внутренний психотип
7. Психотип нагваля

 

 

Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы

 

Как известно, человеческая личность не целостна, она делится на четыре основных базовых типа. Разделим область внутреннего пространства человеческой психики на четыре четверти, и в зависимости от лабильности нервной системы (возбуждения-торможения), получим четыре графика – четыре способа взаимодействия с окружающим миром.

В соционике этот график выглядит так:

По Кастанеде это будет так:

Предлагается наиболее удобный для использования вариант классификации:

 

Почему в процессе роста ребенок выбирает развиваться в том или ином направлении?

Первые полгода - год впечатываются образы, гештальты тех людей, которые станут самыми значимыми в его жизни, и подражать которым ему будет хотеться весь период бессознательной жизни. Эту тему можно развивать очень долго, вспомнить родовую травму, исследовать, как протекала беременность, и т.д., но для нас сейчас не это главное. А главное другое, нам надо понять, как формируются базовые и имитационные направления для того, чтобы научиться легко определять (видеть) кто перед тобой.

Формирование базового направления в психотипе ребенка начинается в утробе матери. Пока еще никто не знает по каким причинам у зародыша становится преобладающим та или иная скорость возбуждения - торможения.

Родовая травма и соответствующие ей перинатальные матрицы вряд ли способствуют формированию базового психотипа, скорее они определяют склонности и возможности будущего ребенка.

Все мы знаем, как важно вовремя научить ребенка ходить, говорить, понимать и т. д., если время упущено, то научить его этому уже практически невозможно, т.к. в эти возрастные периоды химическим путем закрепляются наработки. Например, очень важен способ кормления грудью: по часам или по крику.

Существуют 4 основные прошивки, определяющие имитационное направление развития психотипа (подтип). Сокращенно это выглядит так:

  1. Предательство родителей формирует левую внутреннюю имитацию (интуитов).
  2. Несправедливость формирует левую внешнюю имитацию (этиков).
  3. Ограничение в действиях- правую внутреннюю имитацию (логиков).
  4. Брошенность формирует правую внешнюю имитацию (сенсориков).

Вот рассказ одной девушки ( с левой внутренней имитацией) о том, как произошла ее базовая прошивка:

Когда мне было 3 года, я увидела в саду у тёти очень красивые белые цветочки (тогда я еще не знала, что это цвётет клубника). Я, радуясь, собрала их все-все и побежала дарить их любимой мамочке. Но мама почему-то не обрадовалась, побелела, взяла меня крепко за ручонку, в которой так и остался не взятый ею букет, и повела в дом к тете. Потом был «суд», меня окружили взрослые родственники и начали меня ругать и поучать. А мама стояла, согласно кивала головой и иногда извинялась. Так меня предала моя родная мама.

Рассказ девушки с правой внутренней имитацией:

Однажды чистили колодец, было оживлённо и весело. Меня привязали к скамейке, чтобы я не угодила в яму, но я и не собиралась туда лезть.

Или ещё, как-то мама что-то шила, и мне очень хотелось тоже что-нибудь сшить. Я попросила принадлежности. Мне дали тряпочку и нитку, а иголку не дали. Мне было совершенно очевидно, что без иглы ничего не получится.

Рассказ мужчины с левой внешней имитацией:

В раннем детстве я дружил с одним парнем во дворе, он был старше меня лет на 10. Однажды утром я вышел во двор и увидел, что мой друг куда-то собирается и что-то складывает в большие мешки. Когда я спросил его, он ответил, что собирается надолго на войну и в мешках у него пистолеты. Мне стало очень жаль его и себя за то, что я остаюсь один. Я рассказал об этом родным со слезами на глазах. Они посмеялись надо мной, но я то знал что мой друг не мог мне так соврать. Вечером оказалось, что он ездил садить картошку, и, когда узнал о моей впечатлительности, смеялся вместе со всеми и хвастал, мол меня он любит больше вас. После этого случая наша дружба быстро сошла на нет.

Каждый может вспомнить случай из своего раннего детства, тот случай, который мог быть ключевым в формировании своего имитационного психотипа (подтипа).

После того, как базовые и имитационные прошивки произошли, у ребенка начинает формироваться тело в соответствии с прошивкой. Все мы были свидетелями того, как меняется лицо и движения человека, пережившего стресс, он может измениться до неузнаваемости, но лишь на время, если это взрослый человек.

Для ребенка 1-4 лет такие стрессы будут уже не только стрессами, но и прошивками, в соответствии с которыми будет формироваться и конституция. Период жизни до 9-10 лет характерен формированием подтипов, на которые делится каждый базовый тип. Формирование происходит в среде себе подобных.

Дети уже не принимают себя такими, какими они есть и пытаются выглядеть похожими на других, на тех, кого они считают лучше себя. Здесь также преобладающим становится какое-то одно направление.

Для удобства можно обозначать психотипы таким образом например:
Правый внутренний с левым внутренним уклоном.
Левый внешний с правым внутренним уклоном и т.д.
Всего 16 вариантов.

Но на практике достаточно пользоваться (определять) четырьмя базовыми типами.

Становится понятным, почему многие люди считают себя целостными. Каждый базовый психотип в процессе формирования подтипа стремится обладать всеми качествами недостающих психотипов и нарабатывает их в той или иной степени. Поэтому, если человек начинает себя самостоятельно тестировать на принадлежность какому-либо психотипу, то чаще всего ему будет казаться, что он обладает качествами всех психотипов одновременно, т.е. один базовый и три иммитационных (ложных).

Путь к себе - это избавление от ложных личностей, коими мы не являемся (см. Гурджиева). Но, как видите, выжить в этом мире, будучи чистым, базовым психотипом, очень трудно, если ты одинок. Позволить себе это могут лишь те люди, которые волею обстоятельств живут в семье или сообществе, где их дополняют и с ними сотрудничают другие психотипы.

Нужно иметь мужество признаться себе, что ты не целостен и в одиночку мало чего добьешься.

НАГВАЛЬ - это социальная структура, сформированная из 4 психотипов. Конечно, очень редко встречаются люди обладающие качествами 4-х психотипов, но формирование такой структуры идет по другим законам, и сейчас рассматриваться не будет.

Намного проще ориентироваться в психотипах и в самом себе, если есть понимание того, как мы формировались.

Не так давно появилась модная наука «соционика» и многие психологи кинулись делить всех людей на 16 психотипов, часто совершенно произвольно интерпретируя поведение людей на основе верхнего среза взаимодействия с миром, т.е. имитационного, кроме того, популярным стало тестирование на уровне опросников.

Если рассматривать линейно все эти 16 психотипов, и пытаться последовательно их описать, происходит путаница, трудно уловить взаимосвязи.

Проверить же правильность результатов нет никакой возможности, его не с чем идентифицировать, поэтому такой разнобой в определениях. Если же понять, откуда появились психотипы и как формировались, то становиться понятно, что никакими тестами невозможно определить тип личности. Здесь работает только искусство психолога или соционика, который уже структурировал свою личность, разобрался в своём психотипе и может бесстрастно просто видеть кто перед ним, как мы все видим - мужчина перед нами или женщина. Любые тесты не дадут объективных показателей, потому что в ответах отражается то, каким человек видит себя, а не то, каким он является.

При формальном подходе к классификации психотипов очень трудно, например, увидеть флегматика по природе (правого внутреннего) за маской импульсивных проявлений, эмоционального и чувственного.

Также часты случаи, когда внешний флегматизм в проявлениях скрывает левую внешнюю природу (холерика) , а сангвиник в проявлениях оказывается флегматиком (правым внутренним) по природе.

Искусство психолога или соционика должно проявляться в том, чтоб заметить природу человеческой личности за его имитационными наработками и проявлениями.

Поэтому, предлагается работать не с 16 психотипами, как это делают соционики, а с четырьмя, но базовыми, главенствующими по сути. Это намного упрощает понимание человеческой природы и как следствие возможность психологической помощи.

Бесконечные споры по поводу вариантов и правильности классификации психотипов можно навсегда закончить, если критерием правильности, и в то же время, экзаменом на проверку собственных возможностей будет сбор группы.

Только когда цель (классификация психотипов) начинает работать средством для сбора группы, можно окончательно определиться в правильности классификации.

Группа должна состоять из четырех или восьми человек, собранных по правилу взаимодополняемости и обязательно, с учетом уровней сознания.

Например: 4 базовых мужских психотипа и/или 4 базовых женских психотипа.

Причем группа должна быть не на уровне "группа выходного дня", а группа, сплотившаяся для какого-то дела, типа экстремальной экспедиции или для бизнес-партнерства. И по результатам деятельности группы можно будет судить о собственном профессионализме.

Конечно, это идеальный вариант и он трудно достижим, но для профессионального психоаналитика или соционика такой опыт будет бесценным.

Базовый психотип – относится к личности (светимость). Подтипы относятся к эго.

Есть такая наука - физиогномика. Физиогномисты пытаются предсказать судьбу по форме носа, ушей, губ и т.д. Многие к этому относятся скептически. Но если взглянуть целостно, поняв, как формируются черты лица через базовые прошивки, то становится понятным, почему существует такая возможность - если уж не судьбу, то характерные черты личности по форме лица, строению тела, походке увидеть можно. И люди в этом направлении работают.

Почему все кошки одной породы и одного пола на одно лицо? У них нет детских травмирующих ситуаций. Попробуйте проделать эксперимент и помучить котёнка, например, давать молоко, одновременно прицепив бельевую прищепку за хвост, или проводя другие воспитательные мероприятия, при которых страх и удовольствие вызываются одновременно, или же из одних рук. Через 2-3 месяца вы обнаружите, что подопытный котёнок стал выглядеть иначе, чем контрольные.

В человеческих семьях это происходит постоянно: ребёнок не знает, как реагировать на приближающуюся руку матери, бить она его будет или гладить?

Развивать эту тему можно бесконечно, но у нас другие задачи.



Введение в искусство определения психотипов

 

Возможность точно определять принадлежность человека к тому или иному психотипу опирается не столько на логические знания, сколько на опыт. Аналогию можно провести с тем, как каждый взрослый человек способен определить, кто перед ним: мужчина или женщина. Для этого совершенно необязательно проводить многочасовое тестирование или заглядывать человеку в штаны (даже в тех случаях, когда человек имитирует свою принадлежность другому полу). Умение приходит с опытом, как у ребёнка, который постепенно начинает отличать мужчину от женщины. Трудность определения психотипа упирается только в то, что человек с возрастом перестаёт учиться, а начинает изучать, т.е. воспринимает окружающую действительность не телом, а умом, переходит от непрерывного восприятия к дискретному, что облегчает структурирование, но лишает возможности воспринимать целостно.

Каждый человек, живя в социуме, вынужден в большей или меньшей степени имитировать свою принадлежность к иным психотипам. Необходимость выполнять сложные социальные роли и соответствовать неким общественным эталонам заставляет человека нарабатывать привычки и вести себя так, что его изначальный психотип покрывается всё новыми и новыми «культурными слоями» и делается недоступным для логического восприятия. Человек становится в какой-то мере защищённым, но лишается возможности развиваться и переходить на иные уровни восприятия, т.к. вся энергия идёт на поддержание образа.

Определить психотип человека можно, замечая, в первую очередь, его неконтролируемые, естественные проявления: жесты, телодвижения, тембр голоса, реакцию на внешние сигналы и многое другое. В счёт идёт не то, что человек хочет преподнести  в виде своего образа, а те небольшие искажения в образе, которые прорываются сквозь хорошо поставленный голос, контролируемую мимику, натренированную походку, дозированное выделение эмоций. Чтобы замечать эти микропроявления естественности в другом, человек сам должен быть очень внимателен, и, как ни странно, внимателен прежде всего к себе. В некоторых учениях эта настройка внимания называется «помнить себя» или «быть в моменте».

Искусство определения психотипа опирается на искусство правильной настройки внимания.

 

Переход от автоматического восприятия людей по половому признаку к такому же естественному восприятию человека по его принадлежности к конкретному психотипу и к определённому уровню развития личности – это эволюционный шаг в развитии сознания. Такой шаг может способствовать переходу личности на новый уровень развития. Перемены в восприятии сравнимы с переходом из состояния опьянения в состояние трезвости. При этом повышается скорость обратной связи с окружающим миром, человек становится более адаптированным в социуме.

Чтобы совершить такой переход, мало просто изучать психотипы. Надо изучать себя, трезво и честно оценивая собственный уровень, перетянув при этом часть энергии с инстинкта продолжения рода на инстинкт самосохранения.

В соционике имитационные, наработанные качества личности рассматриваются не как приобретенные, временные, а как базовые, при этом личности не разделяются по уровням развития. Из-за этого отсутствует объемность восприятия конкретного человека, а типирование происходит линейно. Это является главной причиной нестыковки различных соционических школ. От того, на каком личностном уровне находится основатель той или иной школы, и к какому базовому психотипу он принадлежит, и зависит его видение личности. Но, пока человек жив, его личность находится в динамике: или эволюционирует, или деградирует, или имитирует, но только не находится в точке покоя.

Для того чтобы трезво, бесстрастно и невовлеченно происходило типирование, сам типолог в этот момент должен поместить себя в точку, где он не принадлежит ни к какому полу, ни к какому психотипу, где отсутствует жалость к себе, и где мотивацией является не самоутверждение, а самосохранение.

Может вы заметили, что все соционики, предлагающие методики типирования, говорят только о методике и способах, а о собственном восприятии и методах его развития почему-то умалчивают.

Но именно осознание своей смертности позволяет человеку или развиваться, совершая личностный рост, или разрушаться, нарабатывая системы психологической защиты от этого знания. Лев Толстой писал: «Всё, что делает человек в течение жизни, он делает, чтобы не слышать дыхания приближающейся смерти». Но тот, кто слышит дыхание смерти способен эволюционировать, у него просто нет выбора. И одним из шагов по пути эволюции является способность воспринимать людей не только по половому признаку, но и по принадлежности к одному из 4-х базовых, неменяющихся психотипов, с динамичными, взятыми у других психотипов, имитационными качествами, одновременно оценивая уровень личной силы, являющейся главным показателем принадлежности к определенному уровню развития личности.

 

Если переходить к более конкретному описанию психотипов, то следует отметить, что наиболее часто в северных странах встречаются представители правого внешнего и правого внутреннего психотипов, реже левого внешнего, и ещё более редко – левого внутреннего психотипа. Причём, если количество «правых» мужчин и женщин примерно одинаково, то среди людей «левых» мужчин гораздо больше, чем женщин. Почему?

И большее количество людей правых психотипов, и редкость женщин левых психотипов обусловлена необходимостью выживания социума: чем эффективнее данный психотип способен хранить и прививать следующим поколениям правила и нормы жизни социума, тем больше людей данного психотипа необходимо социуму. Происходит естественная саморегуляция, подобная тому, как естественным образом в предвоенные и военные годы рождается больше мальчиков, а в мирное время – девочек.

В странах, расположенных ближе к экватору, где выживать проще, преобладают представители левых психотипов, т.е. те, кто больше руководствуется чувствами и желаниями, а не традициями и обязанностями, как люди правых психотипов.

 

Ниже будут даны характеристики 4-х базовых психотипов. Да, их всего 4, а не десятки, как может казаться. Чтобы это видеть, надо смотреть не на следствия, а на первопричины, т.е. выявлять принципы, объединяющие людей с разными имитационными наработками в один базовый психотип. Собственная важность заставляет человека усложнять свой образ, который не вмещается в понятие «базового психотипа». С детства в нашем описании мира отсутствует причисление себя к 1/4 окружающих нас людей, мы идентифицируем себя только как «половинок» - мальчиков или девочек. Но, если люди часто не могут найти в течение жизни свою физиологическую «половинку», как они могут решиться на поиск недостающих 3/4 их личности, необходимых для обретения целостности? Это кажется невыполнимым, сама идея о необходимости и возможности успешного решения такой задачи отметается ещё до её рассмотрения. Человек выбирает идти «вширь», пытаясь быть сразу всеми базовыми психотипами, и не развивает максимально то, в чём он действительно одарён изначально.

Принадлежность к одному из 4-х базовых психотипов - это данность, которая не может меняться на протяжении жизни. Все мы живём на одной планете, у всех нас есть ДНК, принадлежность к полу и принадлежность к базовому психотипу. Это не делает нас ущербными и примитивными. Это просто означает, что мы можем быть гармоничной частью упорядоченного мира.

 

 

Правый внешний психотип

 

Правый внешний психотип исторически считался и считается до сих пор эталонным. В Древней Греции таких людей называли героями, самыми совершенными из людей, подобными богам. Люди этого психотипа наиболее эффективно действуют и наименее эффективно прогнозируют. Отсутствие прогноза, который всегда работает как тормоз, позволяет «правым внешним» мгновенно принимать решения, действовать без тени сомнения и добиваться цели максимально быстро. Конечно, часто это приводит к физическим травмам, но и тут быстрому исцелению помогает отсутствие депрессии и уныния, которые бывают только у прогнозистов. Даже если достигнутая цель оказалась ложной, правый внешний без лишних раздумий начинает движение к новой цели, не делая принципиальных (стратегических) выводов, но эффективно меняя тактические приёмы и уловки. Такие люди успешно выживают на войне (если не кидаются на амбразуру) и в концлагерях, дожидаются помощи на дрейфующей льдине и исцеляются от рака, поскольку  не убивают себя заранее отрицательным гиперпрогнозом.

Основная энергетизация у правых внешних происходит от действий. Это – люди поступков, те, кто не может сидеть без дела, даже если этим делом является написание книг. Почитайте стихи правых внешних поэтов: Блока, Пастернака, Твардовского, Евтушенко, Паустовского, Арсения Тарковского. При всех различиях – всюду динамика, романтизм, лёгкое скольжение по поверхности чувств, отточенность и изящество образов и форм, даже в самых трагических строках: «…судьба за мною шла по следу как сумасшедший с бритвою в руке.» (Арс.Тарковский). Сравните это с текстами правых внутренних авторов: Цветаевой, Вознесенским, Гёте, Гюго, Л.Толстым. Для них характерна глубина, архитектурная выстроенность, постоянное обращение к прошлому и будущему, монументальность мыслей и страстей.

Среди спортсменов очень много людей правого внешнего психотипа. По своей психологии они спринтеры, даже если занимаются не бегом: П.Сампрас, Д.Бэкхем, Пеле, гимнастка Ольга Корбут, чьи рискованные трюки резко отличаются от выверенных выступлений правой внутренней гимнастки Светланы Хоркиной.

Много правых внешних среди музыкантов и певцов: Джордж Харрисон, Майкл Джексон, Курт Кобейн ("Нирвана"), Джим Моррисон ("Доорз"), Робби Уильямс, Кайли Миноуг, Милен Фармер, С.Курёхин, В.Леонтьев, С.Ротару, Н.Ветлицкая, П. Кашин, А.Васильев (группа "Сплин"), В.Петкун ("Танцы минус"), Лёва Би-2, А.Макаревич ("Машина времени"), М.Покровский ("Ногу свело"), С.Шнуров ("Ленинград"), В.Сюткин, С.Мазаев, Децл.

В балете правые внешние танцоры Уланова, Максимова, Бессмертнова, Вишнева, Цискаридзе и Барышников отличаются совершенством линий, они не танцуют, а парят над сценой. Сравните их с несколько тяжеловатыми, но устойчивыми и хорошо натренированными правыми внутренними балеринами Плисецкой, Волочковой, Лопаткиной, Илзе Лиепой.

Интересно, что очень часто люди других психотипов пытаются имитировать (и весьма успешно, как Волочкова и Лиепа) именно правый внешний психотип. В христианском мире образ Девы Марии – это всегда образ эталонной правой внешней красавицы: изящество линий и форм, не глаза, а – очи, не лицо, а – лик. И – загадочность.

Вообще, некая загадка, тайна – главный магнит правых внешних, то, что делает их столь притягательными для остальных людей. В мужчинах включается инстинкт охотника, и они хотят покорить таинственную незнакомку, такую как И.Алфёрова, Н.Варлей, А.Вертинская, Е.Крюкова, Л.Орлова, Г.Вишневская, Ж.Бинош, Н.Кински, К.Шиффер, И.Дапкунайте и т.д.  Женщины хотят отдаться идеальному герою ( А.Абдулов, Д.Певцов, А.Домогаров, Н.Басков, С.Безруков, Б.Питт, А.Бандерас, А.Шварценеггер, К. ван Дамм и т.д.).

Загадочность правых внешних опирается на их неглубокую эмоциональную включенность в происходящее, некую отстраненность, «скольжение» по поверхности событий и чувств, о которых уже говорилось выше. При этом они могут контролировать и имитировать свою эмоциональность. Всё это обусловлено графиком прохождения нервных импульсов у правых внешних, (см. Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы). Слегка замедленное возбуждение и быстрое торможение нервных импульсов позволяет правым внешним, находясь в постоянном движении, быть в то же время как бы над происходящим и оставаться в образе загадочной натуры - загадки, которую хочется разгадать, пустоты, которую хочется заполнить. Именно поэтому в правых внешних так легко влюбляются, они всегда окружены поклонниками и поклонницами, и у них никогда нет проблем с реализацией инстинкта продолжения рода. Естественно, это вызывает у людей других психотипов зависть и желание быть такими же.

Часто такая имитация весьма успешна: правые внутренние актрисы и певицы В.Глаголева, А.Волочкова, Ш.Стоун, Н.Кидман, Лолита, Шер, М.Кэри, левые внешние артисты М.Боярский, А.Ассанте, А.Малинин, левые внутренние актёр О.Даль и певец Витас сумели талантливо наработать столько атрибутов правого внешнего поведения, что их легко принять за правых внешних. И только некоторые искажения в образе, например такие, как небольшие эмоциональные выхлесты у левых внешних, тщательно культивируемое спокойствие и долгая память о прошлом у правых внутренних, переходящий в высокомерие и холодную отстранённость страх перед людьми у левых внутренних проявляют их истинную природу.

Среди правых внешних тоже встречаются те, кто имитирует, в силу личных обстоятельств, другие психотипы. Кто-то хочет казаться более чувствительным и эмоциональным: так правые внешние актриса С.Немоляева и юморист Е.Петросян имитируют левых внешних. Кто-то ценит глубину и мудрость, и добавляет, как правый внешний музыкант Б.Гребенщиков, себе атрибуты правого внутреннего. Неуёмной, «левой внутренней» отданностью чувствам известны правые внешние музыканты Г.Сукачёв и И.Лагутенко, актёр Г.Олдмэн.

При поверхностном рассмотрении представители одного психотипа кажутся столь непохожими друг на друга не только из-за многообразных, подобных коктейлям, сочетаний их имитационных наработок. Очень важным является ещё и то, на каком уровне развития личности (инфантильном, подростковом, юношеском, зрелом) находится конкретный человек. (См. Уровни развития сознания).

Именно уровнем развития личности определяется степень надёжности и устойчивости правых внешних. В целом, правые внешние всё легко приобретают и всё легко теряют. Чем ниже уровень развития личности, тем более хаотична и легкомысленна их жизнь. «Халява, сэр!», - вот лозунг правого внешнего, находящегося на нижних уровнях развития личности. Это касается всего: и отношений с людьми (они легко сходятся и расходятся, легко идут на измену), и жилищных проблем (вовремя не оформляют документы, теряют право на жильё), и денежных вопросов (легко зарабатывают и, не будучи прогнозистами, тут же всё тратят). Всё это характеризует правых внешних как совершенно ненадёжных партнёров. Однако, чем выше уровень развития личности, тем более стабильно и упорядоченно живёт правый внешний. Так, например, академик Николай Амосов десятки лет упорно занимался вопросами укрепления здоровья и долголетия (правый внешний, зрелый уровень развития личности).

Часто правые внешние, находящиеся на инфантильном уровне развития личности (например, французская актриса Брижит Бардо), беспорядочны в связях, не боятся за своё здоровье, легко впадают в истерику, легко успокаиваются и т.д. Обычным итогом таких многолетних метаний из отношений в отношения является злоба по отношению к людям и нежелание иметь с ними дело. Вся любовь переносится на животных, как у Б.Бардо: её семья – это десятки животных, с которыми она живёт, её идеология – борьба против людей за права животных.

В зависимости от личностного уровня, природное стремление правых внешних к порядку может проявляться или как фанатичное накрахмаливание носовых платков и бесконечное надраивание ножей и вилок, или как целенаправленная организация всей своей жизни, как у Галины Вишневской, достигшей зрелого уровня развития личности. Развитый правый внешний человек всегда знает, чего он хочет, и что конкретно он будет делать для достижения своей цели.

 

 

Правый внутренний психотип

 

Правые внутренние много думают, причем думают упорно – они прогнозисты. У них, как ни у какого другого психотипа, очевидна и эффективность, и ошибочность прогноза. Качество прогнозирования всегда связано с уровнем развития личности прогнозиста. Чем больше личной силы, чем глубже обратная связь с миром, тем точнее прогноз. Ну, а если личной силы не достаёт, то правый внутренний переворачивает всё с ног на голову и не замечает, что зашёл в дебри своего прогноза.

Если правые внешние энергетизируются от действий, то правые внутренние – от обладания. И, прежде всего, от обладания материальными ценностями. Квартира, дом, машина, антиквариат, участок земли, а у некоторых – даже зарезервированное место на кладбище - это то, что «заводит» правых внутренних. Желание обладать своим жильем дает им такой мощный импульс, что они могут трудиться годами для достижения поставленной цели и, рано или поздно, вселяются в свой дом.

За желанием обладать кроется основная непроявленная мотивация правых внутренних - сделать мир предсказуемым, а предсказуемым он должен быть для того, чтобы легче жилось с таким мощным прогнозом.

Прогноз правых внутренних направлен на создание законченной картины мира. Для этого они навешивают на всё ярлыки, штампы («друг», «враг», «мой», «чужой», «Учитель», «ученик» и т.д.) и превращают динамичную картину мира в статичную, более управляемую. Откуда у правых внутренних эта жажда всё контролировать? К такому контролю стремятся все психотипы, но только правый внутренний вешает ярлык до общения, а не после, как остальные психотипы. Это вызвано тем, что скорость прохождения нервных импульсов у правых внутренних самая медленная. Они не успевают реагировать на происходящее и компенсируют это высокой скоростью прогноза: всё мгновенно названо, оценено и запротоколировано. Мир становится предсказуемым и удобным для их восприятия. Они начинают общаться не с реальными людьми, а с их образами. Причём изменить однажды выработанное мнение почти не возможно. Все мы сталкивались в школе с правыми внутренними учителями, которые никогда не меняли штамп «хулиган» на «примерный ученик» и – наоборот. Чем ниже уровень развития личности, тем меньше способен правый внутренний менять своё мнение.

Стремление к определенности, к точным построениям и схемам характерна для правого внутреннего независимо от сферы его деятельности. Юрий Андропов, Елена Блаватская и Авиценна занимались совершенно разными делами, но все они стремились к одному: сформировать законченную картину мира.

Достигнув вершин власти и известности, правые внутренние обретают уверенность, что полностью контролируют ситуацию и начинают действовать слишком самоуверенно, не выполняют договоры, теряют чувство опасности. Таким образом, обретение власти и «звёздного» статуса выключает у них инстинкт самосохранения. Это приводит к известным всем финалам: убиты правые внутренние Джон Кеннеди, Влад Листьев, Галина Старовойтова, Джон Леннон, Григорий Распутин, Индира Ганди и Лев Троцкий. Переоценили свои возможности и утратили свои позиции Э.Шеварднадзе и М.Ходорковский.

Правые внутренние - «трудоголики», и не потому, что любят работать, а потому, что умеют прогнозировать. С одной стороны прогноз помогает удерживать цель, с другой – даёт впечатления, например, от создания мысленного, но очень реального образа дома, который когда-нибудь будет куплен. Будучи глубоко и постоянно погруженными в свои прогнозы о прошлом и будущем, правые внутренние редко бывают здесь и сейчас. Они больше заняты прошлым и будущим, они всегда помнят, сколько им лет, сколько денег они кому-то должны и сколько задолжали им. Если правая внешняя женщина волнуется из-за морщин на лице, то правая внутренняя озабочена цифрами и всегда боится остаться в старых девах (что частенько и происходит).

Представители этого психотипа много и упорно учатся, высоко ценят дипломы, звания и должности. Они встречают людей не «по одёжке», как правые внешние, а «по бумажке».

«Терпение и труд – всё перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Любишь кататься – люби и саночки возить» - всё это правые внутренние поговорки, как, впрочем, и большинство пословиц и поговорок. И это неудивительно, ведь правые внутренние - главные хранители традиций в социуме, можно сказать, что они - «память социума». Правые внутренние часто пишут мемуары, исторические хроники и летописи (Нестор, Ключевский и другие хранители «преданий старины глубокой»). Причем, если правые внешние в своих мемуарах делают акцент на преодолении трудностей, то правые внутренние очень красочно описывают именно препятствия, встреченные ими на жизненном пути. При этом возникает ощущение такой тяжести, что задаёшься вопросом: как же они всё-таки выжили и написали эти воспоминания? Сравните мемуары правых внешних Г.Вишневской «Галина» (Минск, «Аурика», 1997) и Е. Гинзбург «Крутой маршрут» (Смоленск, Русич, 1998) с воспоминаниями правых внутренних М.Плисецкой «Я, Майя Плисецкая» (М., Новости, 1994), Л.Гурченко «Аплодисменты» (М., Центрополиграф, 1994), Л.Чуковской «Записки об Анне Ахматовой» (М., Согласие, 1997), княгини Н.Б.Долгорукой «Записки» (СПб., 1889), протопопа Аввакума («Житие протопопа Аввакума…», М., 1960), мемуарами актрис Н.Мордюковой и Т.Окуневской.

Совершенно очевидно, что правые внутренние склонны выделять и запоминать именно трудности. Это происходит потому, что после завершения ситуации они мысленно повторяют её вновь и вновь, удлиняя и преувеличивая тем самым пережитые тяготы. Такой подход опирается на правый внутренний график длительного возбуждения и длительного торможения нервных импульсов. Правые внутренние запоминают и преувеличивают именно трудности, поэтому основным у них является отрицательный прогноз. Они ожидают в прогнозе только плохое. Получается замкнутый круг, в результате которого правые внутренние всё больше и больше закрепляются в этой позиции. В молодости инфантильные правые внутренние излишне доверчивы. Слово для них является главным аргументом. Отсюда – сверхподозрительность и преобладание отрицательного прогноза с возрастом. Они начинают подозревать всех вокруг, и уже не могут остановиться (вспомните правого внутреннего И.Сталина и репрессии).

Со стороны кажется, что многие правые внутренние стремительны и импульсивны. Но это касается только внешних проявлений, причем в привычной, хорошо известной обстановке. Если же ситуация делается непредсказуемой, неописанной ранее, то всегда проявляется истинная природа правых внутренних – медленное возбуждение и торможение. Они входят в ступор и не знают, как реагировать до тех пор, пока не опишут ситуацию по известному шаблону. Если это не получается, то они испытывают раздражение, переходящее в бешенство, вплоть до желания уничтожить всё вокруг. С годами это часто приводит к инсульту, как того же Сталина.

Ярким примером поведения правого внутреннего в непредвиденной ситуации может служить поведение И.Сталина после нападения Германии на СССР. Сталин был тотально уверен, что это не может произойти. Настолько уверен, что не реагировал на сообщения разведки о готовящейся агрессии и, когда это произошло, он вошёл в ступор на много дней, не выдавая никакой реакции. В то же время, многие правые внешние военноначальники, например Г.Жуков, были готовы действовать сразу. ( То же самое произошло и во времена Гражданской войны, когда Сталин проявил полную беспомощность, находясь в действующих войсках под Царицыном, где всё для него было незнакомо и непредсказуемо. И, наоборот, всем известны правые внешние герои Гражданской войны  Деникин и Корнилов, Чапаев и Буденный, Блюхер и Якир ).

Однако, когда состояние войны стало нормой, Сталин обрел стабильность и смог стратегически руководить ходом военных операций. При этом он никогда не считался с человеческими жертвами (ненужная блокада Ленинграда и т.д.) Тут сработал принцип, что правые внутренние воспринимают людей как предметы (в отличие от левых внутренних, которые относятся к предметам как к людям). Однако в некоторых ситуациях этот принцип не убивает людей, а помогает им выжить: многие талантливые хирурги – правые внутренние, например Боткин и Пирогов. Кстати, желая, как истинный правый внутренний, определённости и после смерти, Пирогов завещал забальзамировать свое тело, что и было сделано.

Правые внутренние много и хорошо поют, пишут, сочиняют музыку, снимают фильмы, ставят спектакли – и всегда в их творчестве присутствует некая монументальность, всегда они занимаются своим делом всю жизнь. Именно к именам правых внутренних легко добавить слово «великий»: великие писатели Лев Толстой, Виктор Гюго и Чарльз Диккенс, великие поэты Гомер, Данте, Ахматова и Цветаева, великие режиссёры С. Бондарчук, Ф.Феллини и Г.Товстоногов, великие композиторы Р.Вагнер, С.Прокофьев и Д.Шостакович, великие актёры Сара Бернар, А.Фрейндлих, М.Терехова и А.Баталов.

Разный уровень развития личности позволяет правым внутренним достигать разного уровня в творчестве, но каждый из них сам «сделал себе имя»: музыканты В.Высоцкий, Ю.Шевчук, И.Понаровская, Л.Долина, М.Шафутинский, А.Буйнов; оперные певцы Л.Казарновская и П.Доминго; писатели Б.Акунин, А.Маринина, Д.Донцова; телеведущие Ю.Сенкевич, М.Осокин, Т.Миткова, С.Сорокина, Е.Ханга; актёры Жан Рено, Роберт де Ниро, К.Ламберт, Х.Форд, С.Сарандон, С.Уивер, Джулия Робертс, Н.Андрейченко, Р.Плятт, О.Ефремов и Т.Доронина; режиссёры С.Спилберг и А.Митта.

Многие правые внутренние женщины известны как авторы и исполнители своих песен и баллад: Диана Арбенина («Ночные снайперы»), С.Сурганова, Ю.Чечерина, Земфира, Юта, Ж.Агузарова, Butch, О.Арефьева.

Правыми внутренними являются также музыканты Джон Леннон, Мик Джаггер, У.Хьюстон, Б.Стрейзанд, М.Кэрри, Б.Спирс, Эминем, Пинк, Шакира и др.

Если правые внешние ко всему относятся легко, даже к травмам и болезненным тренировкам (например, Валентин Дикуль), то правые внутренние всего добиваются с усилием. Их никто не любит просто так, «на халяву». Это правые внешние всё легко приобретают и так же легко теряют. Правый внутренний человек вкладывает в достижение намеченной цели, будь то карьера, любовь, семья, дети и т.д., столько энергии, что расстаться с достигнутым он уже не может. Поэтому он редко меняет место жительства, семью, работу, друзей и любовниц, и особенно - идеи и мировоззрение. И за этим, конечно же, стоит их главная мотивация – сделать мир предсказуемым и управляемым. Благодаря этой мотивации многие правые внутренние стали крупными государственными деятелями, бизнесменами, духовными лидерами: Конфуций, Линкольн, Махатма Ганди, Шарль де Голль, Мао Цзе Дун, Ошо, Алексий II, Рузвельт, Сталин, Клинтон, Кучма, Буш-старший, Чубайс, Хакамада, Явлинский, Гурджиев, Столыпин, Билл Гейтс, Екатерина II. При этом реальные последствия их деятельности могут быть различными, в зависимости от уровня развития личности каждого из них, т.к. качество стратегического прогноза правых внутренних зависит от личностного уровня.

Инфантильный правый внутренний, по причине своего фундаментализма, более других психотипов нуждается в коллективе, друзьях. Но невозможность сделать первый шаг, признать эту зависимость заставляет его постоянно доказывать себе и окружающим свою самодостаточность. Невозможность сделать первый шаг связан именно с отрицательным прогнозом. А из-за малого уровня личной силы он не может рисковать. В качестве компенсации инфантильные правые внутренние могут с головой уйти в науку, стать гениальными изобретателями, философами или учеными, такими как М.Мамардашвили и К.Циолковский. Возьмем, к примеру, крупнейшего физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау. Если вы прочтете воспоминания его жены (Кора Ландау-Дробынцева. Академик Ландау. М., Захаров, 2003), то легко заметите, что этот гениальный человек в обычной жизни был типичным «человеком рассеянным с улицы Бассейной», не разбирался в людях, отношениях, был совершенно неадекватен в быту и т.д. Можно сказать, что как физик он был всё, а как личность – ничто.

Инфантильные и подростковые правые внутренние, посвятившие свою жизнь эзотерическим знаниям, часто становятся религиозными фанатиками и сумасшедшими. Их сильнейший прогноз в области сверхчувственного восприятия воспринимается ими как реальная связь с тонким миром. Чтобы лучше представить силу их прогноза в качестве примера можно взять возможность правых внутренних получать реальный оргазм через представление полового акта.

Если говорить об иммитационных наработках у правых внутренних, то, например, Н.Бабкина и Н.Мордюкова являются эталонными «северными сталкерами» (по К.Кастанеде), без всяких «уклонизмов»; «северные сновидящие» Белла Ахмадулина и Рената Литвинова развили в себе левые внутренние качества, а К.Орбакайте и Ума Турман талантливо имитируют правых внешних. Если же правый внутренний, находящийся на инфантильном или подростковом уровне развития личности, имитирует левого внешнего, то это, порой, приобретает характер скрытой или явной агрессии: прикрывая левой внешней эмоциональностью свой страх перед людьми и свое отношение к ним, как к предметам, правый внутренний теряет чувство всякой меры. Так действует, например, телеведущий Валдис Пельш.

Гиперпрогноз зачастую становится врагом правых внутренних. В таких случаях их природная предрасположенность к поиску причин происходящего плюс отсутствие контроля над собственным прогнозом, привычка «глубоко копать» и, как следствие, невозможность остановиться и сменить взгляд на происходящее приводят или к фанатизму, как боярыню Морозову, или к самоубийству, как Марину Цветаеву.

Если же правый внутренний сумел развиться до уровня зрелой личности, то это всегда человек с энциклопедическими знаниями, способный глубоко анализировать любое явление в политике, искусстве и любой иной сфере. Он умеет творить сам и умеет наслаждаться чужими творениями. Он умеет прогнозировать конечность своей жизни и прилагает максимум усилий для её продления. Такой личностью является, например, Андрей Кончаловский – широко известный режиссёр и мыслитель.

 

 

Левый внешний психотип

 

Левый внешний человек – это душа компании, тот, кто создаёт эмоциональную среду в коллективе, семье, на вечеринке или в походе. У К.Кастанеды мужчины такого психотипа называются курьерами, женщины – южными. Юг – это рост и тепло. Если у левого внешнего хорошее настроение, то все вокруг купаются в волнах его заботы. Любые задачи решаются легко и просто: ломаются стены в квартире, мгновенно делается ремонт, находятся нужные люди и связи. Никто не может устоять перед обаянием левого внешнего и отказать ему в просьбе: ни милиционер, ни нотариус, ни партнер по бизнесу. Однако среда есть среда. Она может не только питать, но и быть агрессивной. И вот тут не позавидуешь тому, кто оказался в поле агрессии левого внешнего. Это подобно перемещению плода из матки в кислотную среду. Тотальная любовь может смениться тотальной ненавистью. И, чем ниже уровень развития личности, тем быстрее происходят такие перемены.

Если посмотреть на график прохождения нервных импульсов у левых внешних, а это очень быстрое возбуждение и торможение, то делается понятным, почему инфантильный левый внешний всё легко отдаёт и отнимает, легко влюбляется и также легко начинает ненавидеть, клянётся в преданности, но, при первом же подозрении на измену, готов уничтожить своего партнёра. Причём, если правый внешний сам склонен бросать кого-то, как только забрезжит более выгодная связь, то левому внешнему нужна причина, задевающая его самолюбие, для того, чтобы бросить семью или друзей. Измена и предательство – вот то, чего никогда не простит левый внешний, и причиной является то, что этот психотип несравненно более других нуждается в чувстве принадлежности к устойчивой системе, эгрегору. Лёгкая эмоциональная возбудимость делает левого внешнего подобным «листику на ветру», и, если у него нет своего эгрегора, то он легко становится алкоголиком, наркоманом, бомжем или сумасшедшим.

Всё, как всегда, зависит от уровня развития личности: чем больше у левого внешнего личной силы, тем глубже он осознаёт свою природу и легче принимает свою зависимость от системы. Чем более развит левый внешний – тем устойчивее его отношения с людьми. И, наоборот, инфантильный левый внешний легко перескакивает из одних отношений в другие, меняет сексуальных партнёров, место работы и более всего озабочен вопросом: «Ты меня уважаешь?»

Если правый внутренний всю жизнь строит фундамент, то левый внешний не может самостоятельно построить фундамент вообще, и развитый левый внешний это прекрасно понимает. Но, при этом, левый внешний способен создать самый гармоничный и уютный интерьер комнат, стиль в одежде, дизайн букета. Его обожают дети и животные, старушки и инвалиды. Да и он сам, по настроению, охотно с ними возится.

Вообще, человек левого внешнего психотипа – это идеальный исполнитель в любых областях деятельности. Это – лучший секретарь, лучшая медсестра и домохозяйка, лучшая жена, способная раствориться в муже, как Ирэн Фёдорова (жена академика С.Фёдорова) и актриса Елена Санаева (жена режиссёра Р.Быкова). Некоторые левые внешние становятся руководителями фирм, директорами совхозов, школ и больниц, известными политиками (С.Степашин и С.Глазьев) и министрами, как С.Шойгу и В.Фетисов. Руководство даётся левым внешним нелегко, но, обретя власть, многие из них продолжают заботиться о сохранении своего человеческого лица (например, М.Горбачёв). Левые внешние – хорошие компьютерщики, садоводы, танцовщики (Вл. Васильев), автогонщики,  спортсмены (гимнаст А.Немов), музыканты (Боб Марли, Пол Маккартни, Тина Тёрнер, В.Меладзе, В.Бутусов, К.Кинчев), каскадёры и актёры (Жан-Поль Бельмондо, В.Стеклов, Л.Дуров), режиссёры (Никита Михалков).

Человек левого психотипа в первую очередь энергетизируется от отношений с людьми, а не с предметами. Поэтому инфантильный левый внешний всегда и всюду стремится быть в центре внимания, вызывая в зрителях бурю эмоций (например, Вупи Голдберг, Эдди Мэрфи, Елена Воробей). Вообще, среди левых внешних, независимо от уровня развития личности, много актёров с комическим даром: Карцев, Шифрин, Новикова, Фарада, Т.Васильева, Караченцев. Очевидно, что быть смешным – это самый короткий способ вызвать ответную реакцию у зрителя, и левые внешние прекрасно умеют это делать. Чем менее развит левый внешний, тем больше он нуждается в эмоциональном обозначении себя, неважно – положительном или отрицательном: ссора, скандал – это тоже энергетическая подпитка. Та же Вупи Голдберг известна своими скандалами во время съёмок.

В любовных отношениях инфантильный левый внешний стремится тотально заполнить собой жизнь партнёра. Ему всё время мало того, что есть, он очень ревнив и подозрителен. Вообще, подозрительность и недоверие очень характерны для левых внешних, особенно находящихся на инфантильном и подростковом уровнях развития личности. Подсознательный страх потерять опору, а главное – «опозориться», «остаться в дураках», заставляет подозревать всех и во всём, жёстко контролировать ситуацию и требовать справедливости, равенства и братства. У таких левых внешних очень развит прогноз - вопрос: «Как ко мне относятся?» – ответ: «Никому я не нужен». Этот прогноз часто парализует левого внешнего, и он начинает ждать, чтобы к нему подошли и выразили свои чувства, вместо того, чтобы совершить естественный для его импульсивной, взрывной природы шаг: подойти первым и проявиться. Левый внешний человек очень часто бывает раздражённым, т.к. не может позволить себе проявиться наружу, долго терпит, копит и, рано или поздно, взрывается.

Часто левый внешний, находящийся на подростковом уровне развития личности, имитирует правого внутреннего и поддерживает образ мрачного снаружи, но доброго внутри мыслителя, борца за справедливость, защитника слабых и убогих. Такой человек, находясь в рамках эгрегора, честно выполняет свой долг перед Отечеством, партией, семьёй и, действительно, помогает многим, отличаясь при этом жёсткостью и однозначностью решений. Некоторые левые внешние (М.Боярский, А.Ассанте) имеют правые внешние наработки романтичных героев-любовников, и пользуются огромным успехом у поклонниц. Успешно имитирует правый внешний психотип и левая внешняя актриса Софи Лорен. Совсем как правый внутренний ведёт себя на сцене левый внешний певец А.Розенбаум. Вообще, левые внешние умеют нравиться, наш народ их любит (например, О. Газманова и "пани Монику" О. Аросеву). Но, чем бы ни занимался левый внешний, главным для него остаётся чувство долга и справедливости. Этим отличаются тележурналисты Алексей Пиманов («Человек и закон») и Эрнест Мацкявичус. Чрезмерным поиском «Момента истины» известен Андрей Караулов.

Вообще же, развитый левый внешний – это лучший друг и самый преданный партнёр, который сделает всё возможное и невозможное для защиты своего эгрегора (семьи, коллектива, убеждений и ценностей).

Если левый внешний, находящийся на инфантильном или подростковом уровне развития личности, не подключен к какому-нибудь эгрегору, то он начинает метаться в поисках своей системы, «идёт в разнос», вплоть до самоубийства, как С.Есенин (подростковый левый внешний), или погибает на дуэли, как М.Лермонтов. В таком случае огромный талант только ускоряет процесс саморазрушения. Печальна судьба инфантильного левого внешнего Вл. Маяковского: он застрелился, потеряв былую прочную связь с двумя главными эгрегорами в своей жизни – партией большевиков и семьёй Лили и Осипа Бриков.

Проблемы возникают и у левых внешних женщин, безуспешно имитирующих левый внутренний психотип. Такие женщины начинают путать реальность и воображение, принимают желаемое за действительное, живут в мире грёз и похожи на городских сумасшедших. Они искренне считают себя интровертами и, не имея собственных тормозов, всё глубже тонут в фантазиях. Помочь им может только подключение к какому-нибудь эгрегору, который не даст им погружаться в воображаемый мир. Это может быть и выход замуж за правого внутреннего, и вхождение в трудовой коллектив с очень жёсткой дисциплиной и распорядком дня.

Если левый внешний достигает более высокого уровня развития личности, то он умело использует свой эгрегор как свою защиту и, одновременно, как стартовую площадку для путешествий в иные миры (курьер Элихио у К.Кастанеды). В таком случае его энергетический график позволяет легко смещать восприятие, отрываться от обыденности и исследовать новые пространства.

К сожалению, в постсоветской России очень мало развитых левых внешних. Коммунистическая идеология всеобщего равенства исковеркала сознание людей и сделала, за редким исключением, невозможным для левых внешних признание своей природной зависимости от сильной системы, эгрегора, учителя. Такая зависимость воспринимается как рабство, а не как необходимое условие развития. Левый внешний человек, получивший советское воспитание, всегда стремится во власть и если получает эту власть, то становится или самодуром, как Н. Хрущёв, или не может твёрдо и последовательно проводить свою политику, как М. Горбачёв.

Пользуясь терминологией К.Кастанеды, можно сказать, что при благоприятных условиях, получив безграничную власть, инфантильный левый внешний легко превращается в отличного маленького тирана.

 

 

Левый внутренний психотип

 

Левых внутренних людей мало на нашей планете. Социум не нуждается в их большом количестве, так как они хуже остальных психотипов усваивают и поддерживают нормы социальной жизни, не любят и, часто, не могут выполнять ритуалы и обязанности, а порой выступают в роли разрушителей установленного порядка.

Зачем же вообще нужны левые внутренние? Они нужны, прежде всего, как реформаторы, как генераторы новых идей и взглядов. Поисковая активность, исследования неизвестного - это один из главных способов энергетизации левого внутреннего человека. Социальная неадекватность, дискомфорт в среде людей дают ему постоянный импульс на поиск новых пространств. Он легко меняет место жительства и работы, профессию и круг интересов. Особенно это характерно для юношеского уровня развития личности. Если недостаточно личной силы на поступки, то инфантильный или подростковый левый внутренний охотно путешествует в мечтах, а в худшем случае – и в наркотических грёзах, как известные музыканты Ф.Мэркьюри и Дж.Джоплин.

Отсутствие внутренних и внешних рамок, «якорей» в восприятии нового позволяет левым внутренним легко смещаться и совершать открытия. Достаточно вспомнить А.Эйнштейна, И.Стравинского и Ю.Лотмана, чтобы представить, насколько новаторски может левый внутренний подойти к исследованиям в любой области, будь то физика, музыка или история культуры. Часто любовь к неизведанному и очень высокая приспособляемость делают левых внутренних великими путешественниками (например, Н.Миклухо-Маклай и Виталий Сундаков).

Социальная неадекватность левых внутренних вызвана их графиком прохождения нервных импульсов: очень быстрое возбуждение и медленное торможение. Казалось бы, при медленном торможении левый внутренний должен, подобно правому внутреннему, прочно усваивать полученный опыт и быть вполне «законопослушным». Но, это - не так. Постоянное реагирование на всё новые и новые внешние сигналы держит левого внутреннего в состоянии нервного возбуждения, «взболтанности», когда ничего не успевает выпасть в осадок в виде наработанных привычек, рефлексов и норм. В «осадок» обычно выпадает сам левый внутренний, превращаясь на короткое время в ничто, а затем, слегка отдохнув, он снова начинает тревожиться.

Левый внутренний часто выглядит странноватым, иногда не осознавая свою странность, как певицы Бьорк и Любаша, а иногда специально её культивируя, как художник С.Дали, писатель Д.Пригов, певец Шура, или П.Мамонов, бывший лидер группы «Звуки Му», или создатель группы «Аукцыонъ» Гаркуша. Для кого-то из них необычное поведение - это способ привлечь внимание к своей инфантильной или подростковой личности, а для более развитых – естественный способ самовыражения.

Никогда неизвестно, что можно ожидать от левого внутреннего, и эта непредсказуемость напрягает и раздражает его окружение. Да, левых внутренних любят за то, что с ними интересно; да, они – прекрасные рассказчики и слушатели, советчики и импровизаторы. Но, при этом, всегда, что бы ни происходило, их побаиваются. Неважно, на каком личностном уровне находится левый внутренний – никогда неизвестно, как он проявится в следующий момент. Вспомните таких разных представителей этого психотипа: певицу А.Пугачёву, шахматиста Г.Каспарова, сатирика М.Жванецкого, танцовщика Р.Нуреева, художника М.Шагала, актёров С.Садальского, Р.Быкова, Ч.Чаплина,  Ж.Депардье, Ш.Пенна. Их способность к импровизации в творчестве привлекает к ним массы людей, но эта же способность в быту делает жизнь и общение с ними весьма сложными. При этом, чем ниже уровень развития окружающих людей, тем неприемлемее для них странности левого внутреннего. И, чем ниже уровень развития личности самого левого внутреннего, тем неадекватнее он себя ведёт, тем чаще он получает по голове, и тем больше он озирается вокруг, пытаясь выяснить, как к нему относятся.

Страх перед людьми и зависимость от отношений с ними - главная характеристика незрелого левого внутреннего. Часто этот дискомфорт толкает его на глубокое погружение в свой вид деятельности. Такой левый внутренний доходит до неимоверных глубин самоистязания, совершая бесконечные попытки познать человеческую душу, и входит в историю человечества как истинный гений. Таковы левые внутренние писатели Ф.Достоевский, Ф.Кафка, Х.Кортасар, М.Фриш, В.Набоков, Д.Хармс; режиссёры Кама Гинкас, Ларс фон Триер и Михаил Ромм; художники И.Босх, М.Врубель, Ван Гог и Мунк, поэты Н.Гумилёв и О.Мандельштам. Ярким примером «пассионарности» левой внутренней природы служит сам создатель теории пассионарности Лев Гумилёв.

Левые внутренние – это люди, которые постоянно заняты своими чувствами. И всегда эти чувства связаны с другими людьми. «Жить, чтобы максимально чувствовать!»,- с таким лозунгом идут по жизни многие левые внутренние. Кто-то сочетает профессию актёра с занятиями экстремальными видами спорта, как Николай Фоменко, Гоша Куценко, Александр Иншаков и Николас Кейдж. Кто-то пытается обуздать свою эмоциональность мощным интеллектом, как шахматисты Б.Фишер и Г.Каспаров. Кто-то реализуется в занятиях музыкой, как Питер Габриэль, Элтон Джон, Ринго Старр, Борис Моисеев и Филипп Киркоров.

Поиск чувственных наслаждений при отсутствии необходимого контроля над эмоциями делает многих левых внутренних мужчин «ловеласами». Однако, страх перед возможным отказом вынуждает некоторых из них заменять реальные поступки на виртуальные, компьютерные или воображаемые приключения. Чем ниже уровень развития личности, тем больше сексуально озабочен левый внутренний. (Впрочем, это относится ко всем психотипам.) Если же левый внутренний не ограничен моральными нормами и обладает при этом огромной властью, то он буквально «идёт по женским телам», как это делал Берия. К счастью, отсутствие совести у левого внутреннего в сочетании с бесконтрольной возможностью распоряжаться людскими судьбами – это редчайшее явление. Кроме Берии, среди левых внутренних можно вспомнить, пожалуй, только Ф.Дзержинского.

Вообще, пример Берии очень показателен для понимания левой внутренней природы. В чудовищной личности Берии сконцентрированы и усугублены все плюсы и минусы этого психотипа. Наработанная с детства внимательность к проявлениям окружающих людей, умение предугадать угрозу и уйти от неё до её реализации, развитая интуиция, умение замечать микронюансы своих и чужих чувств, способность резко включаться и совершать неожиданные поступки, опережая тем самым своего противника, умение кардинально менять свой взгляд на происходящее, гибкость в поведении – всё это делало Берию таким живучим на фоне тотальных репрессий. Он легко опережал Сталина – своего медлительного правого внутреннего Хозяина - в скорости и гибкости прогноза и, благодаря этому, оставался живым.

Каждый левый внутренний с детства привык быть виноватым, за всё и всегда. По мере развития личности такое самобичевание заменяется поиском причин – в себе и вовне. Если же развитие не происходит, то тотальная виноватость компенсируется тотальной жестокостью, что мы и видим на примере Берии. Но многолетняя вседозволенность по отношению к подчиненным и успешное манипулирование мнением Хозяина в конце концов подвели Берию. Он явно переоценил значение своих действительно уникальных способностей прогнозировать: столкнувшись после смерти Сталина со скорыми на подъём Хрущевым и Жуковым (левым и правым внешними), он просто не успел попользоваться своим прогнозом и был быстренько расстрелян.

Чувства – главное в жизни левого внутреннего человека. По классификации К.Кастанеды женщина этого психотипа называется западной, а мужчина – человеком за сценой. Западных женщин очень мало и они лучше других людей разбираются в психотипах.

Если у левых внешних настроение меняется легко и быстро, то у левых внутренних оно длится порой чрезмерно долго, поскольку поддерживается и питается постоянным прогнозом. Вообще, прогноз играет в жизни левого и правого внутреннего психотипов особую, базовую роль. Если у правого внутреннего прогноз работает для стабилизации картины мира, то у левого внешнего он постоянно расшатывает описание мира, возбуждая всё новые и новые сомнения по любому поводу. Правый внутренний стремится сделать всё плотным и статичным: и предметы, и чувства, и людей. Левый же внутренний склонен превратить в зыбкий туман самое простое явление и растечься вместе с ним в бесконечных вариантах описания.

Любое явление левый внутренний рассматривает через призму отношений с людьми: нужен – не нужен, бросят – не бросят, любят – не любят и т.д. Желание обрести стабильность в отношениях – несбыточная мечта левого внутреннего, которая может осуществиться только у зрелой личности, когда опорой становится собственная личная сила, а не внимание и любовь окружающих. Зрелый левый внутренний обретает стабильность – но не в самих отношениях, а в свободе от отношений, понимая, что любая стабильность относительна. Это хорошо видно на примере личностного роста Аллы Пугачёвой. И, наоборот, насколько эмоционально неустойчивой выглядит другая левая внутренняя певица - Маша Распутина, которая ищет опору на сцене в образе левой внешней секс-бомбы, а в жизни – в образе любимой жены миллионера.

Если левый внутренний не развился до уровня зрелой личности, то он живёт в постоянном стрессе: одно переживание накладывается на другое, всё вокруг кажется ненадёжным, тревожность становится нормой жизни. Даже если нет реальной причины для тревоги, левый внутренний обязательно спрогнозирует такую причину, и будет, как белка в колесе, бегать по замкнутому кругу своих опасений. Чем ниже уровень развития личности, тем меньше левый внутренний владеет прогнозом, тем больше прогноз владеет им. Если у левого внутреннего изначально высокий потенциал жизненной энергии и нет внешних рамок, то он может стать сумасшедшим.

Вообще, рядом с незрелым левым внутренним обязательно должен быть кто-то, кто жестко упорядочивает его жизнь, вводит правила и нормы и, тем самым, ограничивает его необузданную фантазию. В обычной семье лучше других такую роль выполняет правый внешний человек, он оставляет некоторый простор для левого внутреннего полёта. Если же дисциплиной занят правый внутренний, то он склонен слегка «придушить» левого внутреннего, чтобы тот особо не трепыхался и не нарушал статичную картинку мира. Хотя часто инфантильный левый внутренний мужчина готов заплатить свободой за проживание в пусть тесной, но такой защищенной «матке» правой внутренней жены. Если левого внутреннего опекает левый внешний партнёр, то последнего это сильно утомляет, и он тихо стареет под гнётом чувства долга, пока левый внутренний сам его не отпустит на свободу. Пара из двух левых внутренних возможна только при условии, что хотя бы один из них является зрелой личностью (как у Пугачёвой и Киркорова), если, конечно, эта зрелая личность не взвоет от своего левого внутреннего партнёра. Если же речь идёт не о создании семьи, а о сборе группы, состоящей из представителей всех психотипов, то левый внутренний – самый активный участник этого процесса, поскольку отношения с людьми – его стихия.

Неспособность управлять прогнозом является главным врагом левого внутреннего. Этот враг преследует его на любом уровне развития личности. Чем больше личной силы, тем лучше левый внутренний контролирует свой прогноз. Но он всегда должен быть готов ввести «стоп» в прогнозировании, чтобы не оказаться в опасности. Трагична судьба великого актера Евгения Евстигнеева: будучи левым внутренним, он не справился со своим отрицательным прогнозом, когда увидел нарисованную педантичным немецким врачом схему своего больного сердца и умер в тот же день, не дожидаясь операции. Можно сказать, что левый внутренний совершил самоубийство, и орудием ему послужил неуправляемый прогноз.

Таким образом, качество и продолжительность жизни левого внутреннего зависит не от отношений с людьми, как он привык думать, а от возможности или невозможности управлять своим прогнозом.

Способность управлять прогнозом, контролировать его и вовремя останавливать является главным показателем уровня развития личности левого внутреннего человека.

Если левому внутреннему всё же удаётся пройти все ступени личностного роста и стать интегрированной личностью, то уровень личной силы такого существа возрастает намного больше, чем у других психотипов. Умение обуздывать свой мощный прогноз даёт ему возможность аккумулировать огромный запас личной силы, а природная гибкость и подвижность восприятия позволяет преодолевать любые барьеры в постижении неведомого. В качестве примера можно вспомнить Сильвио Мануэля из партии Дона Хуана, описанного у Кастанеды.

 

 

Психотип нагваля

 

 

Сайт создан в системе uCoz